Праздники сегодня

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Что такое йога?

Восемь ступеней раджа-йоги
     Мудрец Патанджали, жил в Индии за 300 лет до нашей эры. Его изображают в виде статуи мужчины с хвостом, свернутым кольцом. Голову венчает корона в виде змеи с семью голо­ вами. В индийской традиции это означает бесконечность. Две руки Патанджали сложены в молитве, представляя ме­ дитацию, в двух других — светящийся диск и раковина. Раковина напоминает о занятиях йогой,  а светящийся диск представляет колесо времени или закон причины и следст­вия. Одна половина лица Патанджали улыбается,  вторая остается серьезной. Патанджали известен как основатель йоги. Именно он ос­тавил 196 афоризмов, которые называют сутрами йоги. Они систематизируют  различные  принципы  и  практики  йоги, представляя их в виде краткого, понятного текста. Эти афоризмы относятся ко всем аспектам жизни, начиная с правил поведения и заканчивая тем, как человек видит свое подлин­ ное «я». Патанджали показывает, как с помощью йоги мы можем изменить себя, получить контроль над нашим разу­ мом и эмоциями, преодолеть препятствия на пути к духовно­ му просветлению и достичь цели йоги.
    Согласно Патанджали,  йога состоит из  восьми ступеней. Каждая из них особая,  но все они являются элементами единого целого. Соединяясь, эти восемь ступеней образуют истинную йогу.
   1. Яма (социальная дисциплина)
   Пять универсальных законов включают в себя: ненасилие, честность, запрет воровства, сексуальное воздержание и свободу от желаний. Это кодекс этического поведения, ко­ торому необходимо следовать в повседневной жизни, чтобы в обществе воцарились гармония и взаимопонимание.
    2. Ниияма (личная дисциплина)
   Пять принципов поведения человека включают соблюдение чистоты, удовлетворенность, самоограничение (аскетизм), познание самого себя и преданность Богу. Если ямы отно­ сятся к общей морали, то нииямы представляют собой пра­ вила поведения человека, предполагающие физическую и психическую дисциплину.
    3. Асаны (позы)
   Согласно Патанджали, «позы приносят стабильность телу и равновесие уму». Выполнение асан улучшает гибкость, воз­ вращает жизненные силы и здоровье, активизирует работу внутренних органов (сердца, легких, почек, печени, селезенки и поджелудочной железы). Но главное значение асан состоит в том, что они устанавливают связь между телом и разумом, чтобы их гармония позволила начать движение по пути от физического совершенства к духовному.
   4. Пранаяма (контроль дыхания)
   Патанджали утверждает, что переходить к пранаяме можно только после того, как человек твердо усвоит асаны. Прана­ яма позволяет снять напряжение в теле, успокаивает нервную систему и мысли.
    5. Пратиахара (отстраненность и контроль над чувствами)
    Этот уход чувств от предметов вожделения является связу­ ющим звеном между первыми четырьмя ступенями йоги и последними тремя. Следуя правилам универсальной и персональной этики (яма и ниияма) и выполняя асаны и прана- яму, человек может обратить чувства внутрь себя и достичь полного покоя. Простая поза со скрещенными ногами, или Сукхасана, — самая удоб­ная  для  медитации.  Выберите такую  позу,  в  которой  вам  будет комфортно оставаться долгое время.
     6. Дхарана (концентрация)
     После работы над телом с помощью асан, оттачивания ума чере з  пранаяму и  обращения  чувств  в  себя  пратиахарой достигается  шестая  ступень  —  дхарана.  На  этой  стадии разум находится в состоянии полнейшей сосредоточенности, он сконцентрирован на одной мысли или одной задаче,  которая занимает его целиком.  Чем дольше разум остается  в этом состоянии сосредоточенности, тем сильнее он становится.
     7. Дхиана (медитация)
     Когда человек, занимающийся йогой, овладевает способностью надолго сосредоточиваться в стадии дхарана, он переходит на ступень дхианы.  В этом  состоянии  глубокой  концентрации и непрерывной медитации мозг, тело и дыхание объединяются и становятся единым целым.
      8. Самадхи (самореализация)
      Это кульминация овладения йогой, подлинное ощущение покоя  и  целостности. Подобное состояние разума составляет суть йоги, когда человек поднимается над чувствами в  результате совершенства тела и ума. Тело и эмоции отдыхают, они как будто спят, мозг и разум бодрствуют, они активны, а окружающий мир отошел за пределы сознания.
     Первые пять ступеней (яма, ниияма, асана, пранаяма и пратиахара)  известны  как дисциплины йоги.  Они  готовят тело, очищают разум и чувства, чтобы человек мог перейти к сле ­ дующим трем ступеням (дхарана, дхиана и самадхи), кото ­ рые иначе называют знаниями йоги.
      Патанджали  говорил:  «Изучение  восьми  ступеней  йоги ведет к очищению тела,  разума и интеллекта; огонь знания продолжает гореть, и пробуждается проницательность».
Категория: Что такое йога? | Добавил: defaultNick (06.08.2009)
Просмотров: 903
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: