В философии йоги первоначальная сущность — недифференцированная энергия, неопределенная, неменяющаяся и бесформенная. Процесс дифференциации, который привел к образованию видимой вселенной, известного нам физического мира, описывается по-разному. Сначала был Дух, пуруша; затем возник сильный звук (теория Большого взрыва), вызвав развитие объективной вселенной, пракрита, видимого мира, воспринимаемого нами. Как только начала развиваться пракрита, были дифференцированы три качества, известные как гуны, в то время как в пуруше они находились в гармонии. Тот же процесс иногда описывается как разграничение «я» и «это», субъекта и объекта, и мифологически — как Шакти, отделившаяся от Шивы, — в пробуждении кундалини , когда достигается состояние сверхсознания, два принципа соединяются, и иллюзия исчезает.
Три стадии развития В диаграмме верхний круг «я» представляет собой единство и вещество «это». До развития все является единым, прана находится в потенциальном состоянии. В промежуточной стадии прана становится активной, создавая вещество, но все еще воспринимается как часть единого целого. В последней стадии — видимой вселенной — существует две ступени: первая — вещество воспринимается отдельным от единого целого (слева); вторая — и психика, и вещество воспринимаются совершенно отдельно от единого целого (справа). Через цикл реинкарнации мы приближаемся к сущности внутри нас, поскольку покров невежества становится тоньше. Основой философии йоги служит закон кармы — причины и следствия, действия и противодействия. Каждый поступок и мысль имеют последствия — в этой жизни или в позднейших. Мы пожинаем то, что сеем, формируя свое будущее тем, что мы делаем и о чем думаем в настоящем.
|